«Письмо нерожденным Саше и Сонечке» от Юлии Воробьевой

Юлия Воробьева, город Рыбинск

Сказать, что спектакль понравился, что он потрясающе красив, мощен и гениально своевременен — значит, не сказать ничего!!! 

В нем отобразилась большая часть моей жизни,  переживаний, печалей, слез, чаяний и надежд. Это спектакль — лекарство! Спектакль — антивирус. Но обо всем по порядку… 

Я родилась третьим и последним ребёнком в семье. Мама с боями отстаивала моё рождение в разговоре с бабушками: не модно тогда было рожать, во все времена нелегко быть многодетным, а в свои 28 лет маму тогда считали уже старой! Но она рискнула — решила, что родит себе на радость: так как моему отцу нужен был сын, но первой родилась сестра, а вторым — брат, и  папина мечта уже сбылась. Дальше было несколько не родившихся сестер и братишек, абортированных за ненадобностью, о чем мама очень сильно сожалела и каждого хранила в своём сердце. А меня она все же решила родить, несмотря ни на что… И каждый мой день рождения победоносно рассказывала об истории моего рождения, называя своей радостью, озвучивая общее количество возможных братьев и сестер, которые могли бы быть в нашей семье, если бы она нас всех родила (от 12 беременностей). При этом мама то ли плакала, то ли смеялась, а я долго не могла понять, почему не родились мои братья и сестра, а я называюсь «мамина радость»… 

Понять свою маму мне удалось много позже, когда выросла, стала акушеркой и пришла работать сначала в родильный дом, а потом в женскую консультацию. Оказывается, не всем детям суждено прийти в мир, и решают это их собственные родители (часто при активном участии бабушек или других близких родственников, и даже подруг). А то, почему моя мама то ли плакала, то ли смеялась и помнила всех своих нерождённых детей, оказывается, называется постабортный синдром! Одного я пока ещё понять не могла — зачем и как можно решиться на такой шаг?! 

Поняла и это, чуточку позже… 

Первый ребёнок у нас с мужем был желанный, и классика случилась: отец хотел сына — родилась дочь. Зато от счастья на крыльях летала свекровь: она мечтала о девочке всю жизнь! 8 месяцев незаметно пролетели в борьбе за первенство пальмы любви мамы или бабушки, когда я узнала, что снова беременна. Неожиданно, однако! «Хм, ну, конечно, рожать,» — подумала я. Муж сказал:»Да, наверное, только бы попозже чуток…» А бабушка (моя мама, кстати) категорично заявила: «Аборт!!!» Сын родился, но без радостной поддержки со стороны бабушек, а что значит преодолевать их страхи и родить, несмотря на их мнение, я уяснила на собственном опыте. И снова классика: именно этот внук сейчас самый любимый у бабушки, категорично выносившей ему когда-то приговор о смертной казни. Хотя это не мешало ей регулярно напоминать нам, чтобы мы больше не рожали, ни в коем случае. Н-да, дела?! 

Живём дальше. Самый пик отчаяния, когда не чувствовалось сил противостоять мнению окружающих, пришлось пережить, когда нашим погодкам было 3 и 2 года. Ужасно было сознавать, что мыслями я готова на аборт, но не было сил и решиться на рождение. Слава Богу, это была всего лишь задержка, а не беременность. Но свой внутренний диалог я-то знаю! Так я поняла, как люди решаются на такой шаг, и поняла свою маму. Так я перестала осуждать других. 

Почему я называюсь «мамина радость», понимание пришло с третьим ребенком. Но мы с мужем уже были научены горьким опытом, и бабушки долго не подозревали о приближающемся счастье! И это действительно  победа — мы старались оградить нашего малыша от ненужных переживаний. Стали понятны мамины претензии на меня как «личную радость и победу разума над чувствами». Она отстояла моё рождение в мире логичности аборта. 

Свекровь, свекровушка, родная кровушка! Первой историей, которую она посчитала нужным рассказать мне, когда подошло время знакомиться с родителями, ещё до нашей свадьбы, — это история её несчастной любви. Эту историю она и внукам рассказывает, как пример своей трагической жизни. Я, конечно, считаю иначе, но… сколько людей —столько мнений. Итак, история любви. 

Сюжет почти такой же, как у героев спектакля, только с учётом поправок на советское время. Она любила, он любил, дело шло к свадьбе, беременна не была. Вдруг, появляется дама, якобы беременная от избранника свекрови. Он ничего не может сказать, так как был день рождения у друга, он был пьян, и вспомнить ничего не может. Свекровь решает все за всех — идите и женитесь, ребёнок не виноват! Избранник делал несколько неудачных попыток доказать свое алиби, но тщетно. Пришлось жениться на брюхатой невесте. Свекровь решила уехать замуж за первого более или менее встречного, чтобы с глаз долой из сердца вон, и не мешать счастью другого семейства. Дело было в Мышкине, там в толпе не затеряться, нужно уезжать. 

Результат плачевный получился для всех: та семья не сложилась, слухи были про другого отца ребёнка, возлюбленный свекрови часто навещал её и в другом городе, пока благополучно не утонул от неприкаянной жизни. 

Свекровь уехала с первым встречным в Рыбинск, предварительно предупредив его, что любит другого и всегда ему будет сердцем верна! В результате мужик тоже спился, в пьяном виде частенько побивая свекровь за нелюбовь. Судьбы-то поломаны реально, и это не спектакль…. 

Вот сколько всего пронеслось перед внутренним взором, пока шёл спектакль. 

Спектакль — лекарство, потому, что он показывает выход и новые возможности в сложной жизненной ситуации, ненавязчиво обращает зрителя к Богу, для которого все возможно, и тем самым лечит душу Истиной и Надеждой на лучшие обстоятельства, учит Вере и доверию, показывает, как Любовь преодолевает трудности и находит решения, помогает услышать сердцем, даже если логика не позволяет сразу этого сделать. Лекарство от неправильного поступка, лекарство от греха… 

Грех в переводе с греческого означает «ошибка». Аборт — это всегда неправильное решение, это ошибка, которая поведёт за собой ещё больше ошибочных действий — именно так мы и говорим в женской консультации женщинам, идущим на аборт, и так есть на самом деле. Это Истина, которая не может быть изменена под обстоятельства и оправдана различными условиями. Последствия аборта ужасны, они не ограничиваются только гибелью зачатого ребенка. Совершаемое убийство уродует облик всех участников процесса, делая их бесчеловечными. 

Спектакль — антивирус, потому, что вирус аборта был допущен в нашем обществе с разрешения правительства В. И. Ленина, в период нарушения семейных ценностей, появления большого количества беспризорных детей. Гитлер разработал технологию хирургического аборта и довёл её до совершенства на пленницах концлагерей. 

С тех пор аборт стал считаться нормой. И очень легко и просто это слово произносят в обществе, не задумываясь, что речь идёт о прекращении человеческой жизни. Демография русского народа находится в плачевном состоянии, антисемейная политика большевиков дала свои результаты. Аборт как норма живёт в сознании народа и уничтожает его изнутри. Поэтому антивирусная идея спектакля очень своевременна, пока ещё есть молодёжь, есть кому рожать. 

Обратиться к не родившимся Сонечке и Александру мне очень непросто, в силу своего жизненного опыта. Хочется пожелать им, чтобы все-таки их родители нашли силы, желание и возможность сохранить свое счастье, приняли, полюбили и родили своих детей. А родившись, Сонечка и Александр пусть в будущем сохраняют и передают любовь дальше своим детям, раз и навсегда запомнив, что аборт — это ложный шаг, ведущий к смерти и разрушению не только своих детей, но и всей семьи, собственной души, всего нашего народа. Пусть они научат своих детей хорошему и сделают так, чтобы в 21 веке аборт стал атавизмом и пережитком 20 столетия, отношение к нему переосмыслилось, а врач, предлагающий избавление от «проблемы» за материальное вознаграждение и тем более за государственные средства, — исчезнет как вид! 

Огромное спасибо за этот шедевр зрелой драматургии, который отразил жизнь такой, какая она есть, — без идеализации и излишнего драматизма, никого не осуждая и не унижая, без морализаторства и единственно верного решения. Спектакль говорит об Истине мягко и как бы невзначай, оставляя право зрителям делать собственный выбор между добром и злом. При всем при этом поднимая сложнейшую проблему современного общества, которая ещё в 19 веке волновала умы литературных классиков — вопрос человеческой казни, казни детей решением собственных родителей при участии учёного сообщества, в лице врачей, и всего государства. При этом мы считаем себя гуманным обществом. Что бы сейчас Ф. М. Достоевский сказал, живи он в наше время?! 

Игорь Афанасьев, на мой взгляд, нашёл замечательный способ глубокого подхода к этой проблеме. Его пьеса многогранна и многоуровнева по количеству решаемых задач. Оттого, она получилась очень живая, органичная и проникновенная, как сама жизнь. Она настоящая, актуальная, потому не оставляет равнодушным никого. Человечки должны жить — в этом есть Красота, и Истина, и Правда. В этом победа добра над злом. 

Целевая аудитория спектакля, на мой взгляд, — это все сознательные члены общества: не только молодёжь, но и люди всех возрастов и профессий. Молодёжь учат как раз взрослые, и, как показывает практика, учат не всегда хорошему. Молодёжь зеркалит поведение взрослых, как это замечательно подмечено в спектакле. И менять отношение к теме абортов нужно, в том числе и у людей старшего возраста, которая, собственно, часто сама толкает молодых на этот шаг. Язык спектакля понятен всем возрастам, начиная с подросткового возраста. Моим старшим детям и их друзьям спектакль очень понравился, они сильно переживают за судьбу Сонечки и Александра. Убеждена, что он оставит яркий след в их юных душах и поможет принимать верное решение в похожих ситуациях, не зависимо от жизненных обстоятельств. 

____________

С огромной благодарностью, глубоким уважением и пожеланиями дальнейшего показа спектакля везде, где это представится возможным, Ваша зрительница из Рыбинска, мать троих детей, акушерка, теолог, магистр преподавания основ Православной культуры и светской этики, специалист отдела церковной благотворительности и социального служения Рыбинской епархии Юлия Воробьева.